воскресенье, 17 апреля 2016 г.

"ПРАЗДНИК СЛУХА, ЗРЕНЬЯ, ОСЯЗАНЬЯ". Интерактивный авторский проект

Восприятие искусства

Как нельзя кстати встретились мне в Интернет пространстве размышления Татьяны Кондратенко о восприятии искусства: "Искусство всегда требует открытого восприятия, потому что произведение рождается заново в момент нашего соприкосновения с ним. Рассматривая его, мы наделяем его смыслами, проводим аналогии, выискиваем ассоциации из нашего индивидуального опыта. Причем некоторые произведения прочитываются легко, а некоторые, напротив, никак не поддаются расшифровке и мы испытываем эффект головокружения оттого, что не на что опереться при восприятии того или иного произведения. В разорванном виде многие из них не прочитываются или прочитываются иначе, потому что все они связаны между собой и с местом, а также со временем встроенными скрытыми связями. 

И тут уместно будет вспомнить Бойса, который говорил о связях своим многочисленным ученикам. В опубликованных «Разговорах в мастерской» он советует художникам в качестве упражнения брать 3-4 случайных объекта и выстраивать связи между ними. Эти связи могут быть прямыми или опосредованными, умозрительными, интеллектуальными или формальными, ассоциативными, вымышленными или подлинными, найденными посредством чьих-то научных текстов, поэзии, мифов или в собственной биографии… Мысль о невидимых связях можно встретить у Дэвида Линча и у Гомбровича. Последний, кстати, вообще считал изобретение связей универсальным принципом любого творчества". 

Какие же связи рождаются на "Празднике слуха, зренья, осязанья", спросите вы? Пожалуй, я не нашла бы ответа и просто развела руками, если бы однажды мне не посчастливилось оказаться по ту сторону, то есть на месте участников интерактивного музейного проекта. Это было в Санкт-Петербурге, в Музее Анны Ахматовой, в 2005 году. Выстроенные тогда внутри меня разнообразные связи (артефакт - время - человек - бытие - культура...) живут во мне до сих пор. Спустя десять лет я помню практически все детали той коммуникативной программы. Я чувствую и сейчас  дыхание дома, в котором жила Анна Ахматова. 




Поэтому могу предположить, что связи многообразны, у каждого из участников свои, которые, по их словам, не оставляли их еще в течение нескольких дней, будоражили, способствуя зарождению новых связей...


"Взгляд из зала" - так назвала свое эссе Лидия Денисенко.



"Когда я шла в очередной раз в хорошо знакомый мне музей, я совершенно не представляла, что же такого мне предстоит увидеть. Каждый раз, попадая туда, я вижу что-то необычное, что обязательно потом оставит след в моей душе. Так случилось и сейчас. 

Мне было очень любопытно, что Надежда Гордеевна планирует нам показать на этот раз. Но когда нас попросили завязать повязкой глаза, я даже немного растерялась. Это же музей, как можно обойтись без зрения? Оказалось, можно. Да, наши глаза – один из основных источников информации, но и остальные органы чувств тоже важны. Без зрения они обостряются, что позволяет нам почувствовать те вещи, которые не связаны со зрительным восприятием и на которые мы часто не обращаем внимания в нашем постоянно меняющемся мире. 

Закрыв глаза, мы очутились в мире звуков. Сколько же их оказывается вокруг нас! Вдалеке слышен стук, шум работающих инструментов, телефон и даже дыхание соседа. В нашей повседневной жизни мы настолько разучились слушать, что просто не замечаем всех этих звуков вокруг нас. Но здесь и сейчас нам предоставили шанс услышать.Просто нужно закрыть глаза и попытаться послушать, и вдруг, оказывается, что у тишины также есть свой звук. 

Звуки природы, поэзия, музыка, словесный портрет – все воспринимается по-другому. У нас нет перед глазами этого образа, мы создаем его сами, с помощью нашего воображения. Мы можем представить человека, рассказывающего нам историю, девушку, поющую так задорно, что можно представить даже цвет ее одежды, голос природы, от которой мы не должны отдаляться, а наоборот, быть с ней в гармонии. Эти образы такие яркие, что их можно даже увидеть. Порой кажется, что сейчас я открою глаза, и все они будут передо мной.Это была действительно потрясающая возможность получить эстетическое наслаждение не только глазами, но и ушами. 

Своим осязанием я пользуюсь редко. Это не тот орган чувств, который я использую в первую очередь, когда вижу какой-нибудь предмет. Но, тем не менее, у всех нас возникает желание потрогать, понять, из чего этот предмет сделан, его плотность и гладкость. А без зрения это оказывается очень важной информацией при изучении предмета. Если мы не можем его увидеть, то можем почувствовать его размер, форму, состав и др. 

Интересно было отвечать на вопросы, связанные со всеми этими вещами. Для себя я нашла много неизвестных мне моментов. Что-то я уже знаю, а что-то мне предстоит узнать. Прекрасно, что вокруг меня находились люди с большим жизненным опытом, колоссальными знаниями, но с таким же большим интересом, как и у меня. Такой же мне хотелось бы стать в будущем. 

Во второй половине программы мы медленно перешли к обсуждению портретов. Этот жанр всегда представлял для меня большой интерес. Всегда очень занимательно смотреть на людей и на себя не в зеркало, не своими глазами, а глазами другого человека. Насколько же все мы имеем разное представление о мире и самих себе. Мы видим мир как бы в общих чертах, в то время как художники могут передать какую-то важную его деталь. Коровин, Малявин, Машков и другие художники показывают нам мир, существующий в их реальности и их восприятии. Вот так просто, всего лишь посмотрев на портрет, можно увидеть новый облик человека, его сущность. 

Подводя итог всем своим сумбурным мыслям, мне хотелось бы добавить, что это было такое необычное, но, тем не менее, прекрасное зрелище. Ведь одновременно можно получить новые знания о мире и отдохнуть душой. Искусство вечно. Это наш ключ в постижении этого мира. А наши органы чувств помогают нам в этом. Все, что нам нужно – воспользоваться ими. В этом я убедилась в тот вечер на собственном опыте".

Фоторепортаж



Сосредоточенное ожидание начала проекта














































Вот таким незабываемым стало для меня 7 апреля 2016 года!

Огромная благодарность за фотографии - Анне Довгель, а также 
Елене Севкович, Вере Гаевской, Инне Красуцкой!!!


В моем блоге "Южная Корея: мои путешествия" вы сможете узнать не только о способах презентации наследия Кореи, но также о музеях, выставках и многом другом:
http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2014/11/blog-post.html

О Детском музее в Государственном музее Кореи вы найдете здесь - http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2016_05_01_archive.html


О Детском музее в Национальном этнографическом музее Кореи вы найдете здесь - http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2016/07/the-childrens-museum-of-national-folk.html

О других музеях Сеула я написала здесь http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2013/10/blog-post_26.html

О интерактивном проекте января 2017 года вы сможете прочитать здесь: http://minskseoultrip.blogspot.com.by/

1 комментарий:

  1. Очень интересно! А это как-то было связано с экспозицией или это самодостаточная программа?

    ОтветитьУдалить