среда, 3 декабря 2014 г.

"Бесполезное занятие", которое наполняет жизнь смыслом...

Эта интерактивная программа была мной разработана относительно недавно - в первой половине 2014 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Так случилось, что одними из первых, кто принял в ней участие, стали студенты 5 курса специальности английская филология филологического факультета БГУ. И именно их отзывы побудили меня не хранить больше в тайнике мою коллекцию впечатлений, собранную за годы общения с самыми разными людьми, а поделиться этим сокровищем со всеми, кто этого пожелает. Мои собеседники подарили мне много душевного тепла, красивых и глубоких рассуждений, радость переживаний, рожденных в совместном творчестве, направленном на глубокое проникновение в то или иное произведение искусства.   Их размышления не дали мне упасть, когда я была на грани; в них я находила идеи для новых проектов и поддержку именно тогда, когда в ней остро нуждалась. 

Итак, "Герои моих картин".






Дизайнер - Юлия Маспанова

В основании данной интерактивной программы - произведение Н.П. Богданова-Бельского "Новая сказка". Мне кажется, идея создания этого проекта появилась в моей голове в тот момент, когда пришло осознание того, что что-то идёт явно не так: учителя не знают, как убедить детей в чём-то важном для становления их как личностей, а для детей учитель перестал быть авторитетом. А ведь на самом деле очень важно, КАКИХ учителей мы встретим на своем жизненном пути, особенно на этапе нашего взросления. Не углубляясь дальше в эту тему предоставлю слово моим собеседникам и сотворцам.

Кристина Биткалюк: "В связи с приближающейся переводческой практикой мы своей маленькой, но дружной командой, решили лишний раз окультуриться. И, будем откровенны, меня очень перемкнуло.
Если вы поймаете на улице человека и в лоб спросите про его мнение о музеях, будьте уверены: большая часть откровенно ужаснется и абсолютно честно скажет, что поход в музей - это тоска и обязаловка. А все почему? Да потому что не привили, неправильно показывали, не то рассказывали.
Я всегда считала огромным искусством умение экскурсоводов проводить экскурсии так, чтобы музей не казался всего лишь лабиринтом из бесконечных коридоров с ляпистыми изображениями на стенах.
Абсолютно бесполезно пытаться "купить" интерес человека, чтобы он посетил музей. Обещать ему, что он станет умнее, получит хорошую оценку или просто получит право хвастаться тем, что он, якобы, культурнее многих других. В музей ходят с целью привить себе любовь к искусству, заинтересоваться творчеством. Иные счастливцы, для которых посещение данных заведений - дело уже привычное, посещают музеи ради эстетического удовольствия. Они восхищаются способностями и талантами других людей, гордятся умельцами и иногда даже почерпывают из их работ новые идеи. Некоторые же идут еще дальше и пытаются уже понять не только автора, но и свои  чувства, воспоминания, желания, эмоции. И тоже становятся своего рода..творцами.
Все это составляет великолепный красочный букет, аромат которого просто сбивает  с ног и заставляет терять голову. Вопросы увеличиваются в твоей голове просто в геометрической прогрессии.  Глаза бегают от картины к картине, пытаясь уловить и объяснить малейшую, самую незначительную деталь. Цепляешь из глубин своей памяти кончик клубка и начинаешь вспоминать. Ловко плетутся петельки, накладываясь одна на одну, и легкой, искусной вязью сотворяется чистая и мудрая мысль. То там приметишь, то там подглядишь, что-то вспомнишь, иное додумаешь. И выходит в результате узорчатое облако, вдоль и поперек пронизанное тончайшими нитями твоей памяти, твоих чувств. И только потом, очнувшись у гардероба, удивляешься, как смогла такое чудо-чудное, диво-диво, отыскать на своем старом, пыльном, давно не убранном чердаке... а теперь там даже тараканы притихли, умиротворились.
Именно после таких посещений музея начинаешь верить в то, что есть связь между прошлым и настоящим. Что живы твои воспоминания, что не зачерствела душа и сама ты вполне способна на чувства. А всего-то для этого нужна одна великолепная картина..и один не менее великолепный экскурсовод.
Поймайте меня на улице и спросите мое мнение о музеях. Я вам отвечу, что если вы перестали слышать свою душу и память заперли в старой обувной коробке - самое время посетить Национальный художественный музей Республики Беларусь".

Анастасия Ковалёва: "После посещения музея со своими одногруппницами я взглянула на мир искусства с другой стороны. Впечатления были настолько сильны, что воспоминания до сих пор свежи в моей памяти.
Встреча началась довольно непривычно: мы не отправились по выставочным залам, а разместились за столиком уютной маленькой компанией. Было удивительно начать путешествие в мир искусства с «прослушивания» картины. Это было необходимо для того, чтобы влиться в атмосферу той эпохи, когда создавались картины, и почувствовать себя исследователями, а не быть просто безучастными зрителями. Проанализировав предложенные картины, мы поняли, что представляет собой их автор, и только тогда выдвинулись непосредственно в залы на поиски его творения. Осматривая картины, минуя эпохи, мы были в поиске одного единственного и подлинного полотна Николая Петровича Богданова-Бельского.
Найдя картину, нашей небольшой компанией мы разместились напротив нее и около часа делились открытиями и впечатлениями друг с другом. Мы погрузились в ту эпоху, проследили внутренний мир персонажей, отраженных в их внешнем облике и в их  выражениях лиц, мечтаниях, эмоциях и переживаниях, запечатленных художником в момент написания картины. 
Это был действительно необычный и удивительный опыт такого глубоко го знакомства с произведением. Никогда бы не подумала, что посещение музея может быть настолько захватывающим.
Картины и другие произведения искусства, как друзья, которых находишь и знакомишься.  И, наверно, ценность музея в том, что в любой момент можно навестить своих старых горячо любимых друзей, а также завести новых знакомых. Их можно посещать вновь и вновь, открывать в них что-то новое для себя.
Хочется выразить огромную благодарность Надежде Гордеевне Красуцкой за то, что подарила нам возможность по новому взглянуть на произведения, научила нас тому, как нужно «подружиться» с ними".

Елена Кривальцевич: "Я участвую в интерактивных программах Национального художественного музея Республики Беларусь не первый раз. Самый первый визит был в доме-музее Ваньковичей. Та программа позволила мне почувствовать себя частью аристократического общества XIX века. Показала, что можно быть выше обывательского уровня мышления и образа жизни. То была даже не программа, то было весьма приятное времяпрепровождение.
Вторым моим открытием стала программа «Слуцкiя паясы». Я считаю, что чем больше путешествуешь, тем больше начинаешь уважать культуру своей страны, больше видишь национальных особенностей, отличий, которыми начинаешь гордиться. Программа гармонично дополнила мои знания о культуре других народов мира и помогла проникнуть в глубину культурного наследия, которое зачастую у нас воспринимается довольно поверхностно.
Недавнее участие в программе «Герои моих картин» открыло мне не только новую сторону искусства, но и помогло по-другому взглянуть на моих однокурсниц. Мы увидели друг друга в свете собственных мыслей, в свете ассоциаций и воспоминаний. Каждый из нас был сокровищем, драгоценным источником, гармонично сочитающимся с другим. Каждый был продолжением мысли другого. Программа помогла мне почувствовать, что если даже на пару часов откроешься – ничего не потеряешь, а только приобретешь". 

Виктория Казанская: "Посещение музея в связи с началом нашей переводческой практики оставило у меня в душе чувство настоящего открытия. Добрую часть времени мы посвятили обсуждению лишь одной картины, но у меня не было ощущения того, что о ней уже все сказано. Каждая картина имеет свою историю, историю того, что изображено на полотне и самого полотна. Сколько бы времени ушло у нас, если бы мы уделили столько внимания всем экспонатам музея?
Слово музей вызывает разные образы у людей. Кто-то представит просторные помещения с картинами на стенах, кто-то подумает о Лувре или Эрмитаже, а может быть, вспомнит о небольшом старинном здании в собственном городе. Люди посещают музеи наших городов и других стран, обходят залы, задумчиво или рассеянно. Для одних музей – это собрание прекрасного,  для других – скука и однообразие.
В переводе с греческого музей - «храм музы». Оказывается, храм, то есть особенное место, куда заходят с почтением и любовью. Здесь можно подумать о том, на что обычно не хватает времени, почувствовать глубже то, что раньше не приходило в голову. И в этом чудо искусства: показать нам суть вещей, которую мы обычно не видим в силу своей духовной слепоты, мешающей нам открывать мир и себя.
Пусть в наш прагматичный век не просто посвятить частичку своего времени и души на посещение музеев. Возможно, есть люди, которые считают, что это бесполезное занятие. И все же я думаю, что именно такие «бесполезные занятия» наполняют нашу жизнь содержанием и смыслом".


В моем блоге "Южная Корея. Мои путешествия" вы сможете узнать не только о способах презентации наследия Кореи, но также о музеях, выставках и многом другом:
http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2014/11/blog-post.html

О Детском музее в Государственном музее Кореи вы найдете здесь - http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2016_05_01_archive.html


О Детском музее в Национальном этнографическом музее Кореи вы найдете здесь - http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2016/07/the-childrens-museum-of-national-folk.html

О других музеях Сеула я написала здесь http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2013/10/blog-post_26.html




Комментариев нет:

Отправить комментарий